О компании
«Комус» сегодня
Новости
Фотогалерея

Собачья работа

Благородное это дело – животных лечить, но дорогое. К тому же оно требует самых разносторонних знаний. Совладелец ветеринарной клиники Кирилл Морозов раскрыл секрет, как в кратчайшие сроки выти на самоокупаемость.

Текст: Ирина Филатова
Предоставлено журналом Office Magazine

Бизнес-кейс: Клиника ветеринарной медицины «Звенигород»

Род деятельности: ветеринария
Дата основания: июнь 2013
Бюджет на запуск: 6 млн рублей

Планируемый ежемесячный доход: 500 тыс. рублей


Кирилл Морозов
Статус: совладелец клиники
Возраст: 46 лет
Профессия: инженер-радиофизик
Образование: Московский энергетический институт. РУДН, отделение психологии. Российская академия образования, юридический факультет
Бизнес-идол: нет
Лучший фильм: «17 мгновений весны»
Любимая книга: «Золотой теленок» и «12 стульев»
Девиз: Делай, что должен, и будь, что будет

Начало

Есть такой психологический тип: дилетант широкого профиля. Это про меня. Можно всю жизнь копать в одном направлении, стать большим ученым или специалистом в узкой области знаний, но меня это не прельщает. Интересны междисциплинарные вещи. Например, как инженерное образование применить в ветеринарном бизнесе. Я мог бы заняться адвокатской практикой или стать частным детективом, но и в этом ничего нового нет. А вот применить юридические знания при организации ветеринарной клиники — в этом есть новизна.

Услуги

Когда открывали клинику, надеялись, что можно ограничиться оптимальным набором услуг, но уже в процессе работы выяснилось: чтобы центр стал востребованным, этого мало. Взять, например, кардиологию. Не так часто у животных бывают проблемы с сердцем, но если хозяин пришел с проблемой, а у нас нет кардиолога, мы теряем пациента. Или рентген… Оборудование стоит очень дорого, да и такая услуга нужна не каждый раз. Однако без рентгена осложняется диагностика. В итоге, через год работы мы «доросли» до широкого спектра услуг, начиная от прививок, чипирования, стерилизации до лечения тяжелых заболеваний. Открыли отделение интенсивной терапии: в стационар помещаем тех пациентов, которые нуждаются в круглосуточном лечении и наблюдении, например, после операции. Кроме того, стало ясно, что нужны не только ветеринары широкого профиля, но и специалисты: дерматолог, родентолог, то есть тот, кто лечит грызунов и кроликов. А также герпетолог, специалист по рептилиям.

Команда

Коллектив ветеринаров оказался интересным.
У меня был большой опыт общения с медицинскими работниками, теми, что лечат людей. Сложилось впечатление, что в медицину идут зарабатывать деньги. Но с животными работают фанатики.
Моя супруга, учась в ветеринарной академии, рассказывала: когда студенты пытались во время сессии гарантировать положительные оценки с помощью подношений, преподаватели отвечали присказкой: «Здесь вам не мединститут! Это пусть будущие врачи платят за экзамены, а животные ни в чем не виноваты». Случайные люди в эту профессию не приходят.

Психология

За время работы клиники, я успел закончить психологический факультет в РУДН. Есть очень большая и нерешенная  в рамках ветеринарии проблема ответственности врачей. Перед собой в первую очередь. Если в медицине существует психологическая помощь сотрудникам, у которых, например, умер пациент, то с ветврачами в этом плане никто не работает. Не скажу, что уже могу оказывать  психологическую помощь нашим сотрудникам в критические моменты, но в перспективе это возможно. Пока работаю в этом направлении.

Квалификация

Мы оплачиваем некоторым специалистам клиники курсы по повышению квалификации. Как в ветеринарии, так и вообще в медицине принято обучать своих сотрудников за счет центра или оплачивать обучение частично. Это необходимо для повышения уровня самой клиники.

Ошибки

Тех, кто открывает ветеринарную клинику, хочу предостеречь от недооценки базовых затрат. Это  дорогой в запуске бизнес. Мы рассчитывали, что нам потребуется три миллиона рублей, а в результате вышло в два раза больше. Направлений оказания ветеринарной помощи много и развивать их нужно одновременно. Если оказывается, что вы предоставляете не полный спектр услуг, например, клиенту придется делать рентген или сдавать анализы в других лабораториях, обратно он к вам не вернется. Еще один момент: ветеринарный врач работает не только с животным, но и с хозяином. Для большинства обратившихся их любимцы - члены семьи, поэтому и болезнь питомца проблема семейная. Если врач не учтет этого момента, и не окажет клиенту психологическую поддержку, это также может сказаться на общем результате работы.

Благотворительность

В российской системе здравоохранения есть квоты,поэтому мы решили ввести практику бесплатных операции в клинике. Раз в неделю принимаем и проводим лечение бездомных животных из благотворительных организаций.


Конкуренты

Ветеринария - конкурентный рынок. Конкуренции между клиниками — это нормально: так развивается рынок. Но есть и нездоровая конкуренция частных врачей, по существу мошенников от ветеринарии. Они говорливы: готовы обещать что угодно и сделать невозможное, например, операцию на дому. Это  вообще недопустимо. К нам часто попадают животные после подобного «лечения» и помочь им не всегда возможно. Появилось огромное количество выездных служб, которые не имеют никакой базы: диагностического, реанимационного оборудования,  операционных. Они приезжаю на дом, берут с хозяев деньги, ничего при этом по сути не делая. Я убежден: нельзя допускать, чтобы существовали частные ветеринарные врачи, индивидуальная практика. Или у них должны быть ограниченные полномочия. Эта проблема требует решения на государственном уровне.

Достижения

Мы перестали вкладывать свои деньги, клиника начала жить сама. То есть через полтора года работы вышли на операционную самоокупаемость, что на самом деле не плохо. В ветеринарной практике известны случаи, когда трех лет не хватает на раскрутку.
Пока люди узнают о клинике, начнут
доверять, ходить нужно время. Еще не приходится говорить о прибыли, потому что необходимо приобрести дополнительное оборудование, расширить список услуг. Все деньги реинвестируются в повышение качества.
 
Сверхзадачи

Не уверен, что у меня есть сверхзадачи: «сверх» - это то, с чем почти нельзя или сложно справиться. Есть реальная задача: учиться новому и не останавливаться. Поэтому, собственно, клиника и организовалась - это было движение вперед, новая сфера деятельности. Теперь задача развиваться внутри этой сферы: внедрять интересные технологии, привлекать и обучать специалистов, вводить новые бизнес- и медицинские модели. Жизнь движется вперед.


Назад в раздел