О компании
«Комус» сегодня
Новости
Фотогалерея

Праздник – это маленькая жизнь

Мария Якимовская начинала свою карьеру секретарем в офисе. Заскучав от обилия свободного времени, она взяла на себя общественную нагрузку – проведение корпоративов, а в результате возглавила собственное event-агентство и нашла вдохновение и дело жизни.


Текст: Елена Алешкина
Предоставлено журналом Office Magazine

Группа компаний событийного маркетинга Divo group
Род деятельности: организация мероприятий
Дата основания: сентябрь 2003
Бюджет на запуск: 2000 долларов
Планируемый ежемесячный доход: 1 000 000 рублей




Мария Якимовская
Статус: совладелец агентства
Возраст: 37 лет
Профессия: экономист
Образование: Сибирская академия потребительской кооперации, факультет бухгалтерского учета и аудита, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, экономический факультет
Бизнес-идол: клиент бизнесмен Олег Звягин
Любимая книга: «Несвятые святые» архимандрида Тихона (Георгия Шевкунова)
Девиз: «Сей добро и не жди награды»

Начало

Я – человек, который приехал в Москву из Сибири, чтобы ее завоевать. Не могу сказать, что достигла всего, чего хотела, но мне повезло выйти на дорогу, ведущую к цели. Первым местом работы в столице стала американская компания APC по производству источников питания. Должность секретаря и обилие свободного времени позволили на общественных началах заняться организацией праздников. Сначала я провела корпоратив, посвященный 23 Февраля, затем 8 Марта. Закончилось тем, что меня повысили до офис-менеджера и – в обход отдела маркетинга, ответственного за проведение праздников, – поручили вывезти за границу партнеров APC. В течение трех лет я организовывала мероприятия в разных странах: Ирландии, Кипре, Турции, Хорватии, Великобритании, самостоятельно разрабатывая программы коллективного выезда за границу. В какой-то момент мне показалось, что я готова открыть собственный бизнес, и уволилась.

Свободное плавание

Как показала жизнь, такой резкий переход оказался преждевременным. Организовать свое дело и быть самостоятельной – это здорово, но денег не хватало даже на жизнь. Пришлось снова идти в наемные работники все тем же офис-менеджером, но уже в другую компанию, а праздники проводить по выходным. . История повторилась: работодателю понадобилось организовать презентацию – открытие нового офиса, и дело поручили мне. В перечне дел значилось: украсить помещение и организовать кейтеринг. Слово «кейтеринг» я тогда услышала впервые. Сделала вид, что оно мне знакомо, а затем зашла в интернет узнать, о чем речь. Оказалось, это выездное ресторанное обслуживание. Вместе с компаньоном,
который на тот момент у меня появился, мы сделали все сами, без привлечения подрядчиков, и заработали по тысяче долларов, что казалось невероятным успехом. Решили сразу все вложить в дело. Но… нарвались на мошенника. За имеющиеся у нас две тысячи он пообещал добыть клиентов, дать рекламу в интернете. На деле просто организовал рассылку, и стоила она сто долларов, а никак не две тысячи. Но за учебу иногда надо и заплатить.

Первый успех

Мы сделали примитивный сайт и начали работать. Со временем вышли на тему праздников на теплоходах и поняли: путь к успеху – создание собственной информационной базы. Это сейчас заходи в интернет, и сразу высветится информация о любых теплоходах, а в 2004 году ничего такого не было. Чтобы добыть телефоны капитанов, приходилось бегать по Речному вокзалу, ждать часами теплоходы у причалов и на Каширке, где они фрахтовались. Зато, если наберешь базу, ты – король. Мы разработали правильные маркетинговые ходы, организовали масштабную рекламную кампанию, только теперь уже своими силами, черпая информацию из открытых источников, по ходу обучаясь. Одним словом, телефон взорвался.
В тот момент я сравнивала себя с Людмилой Гурченко, которая проснулась знаменитой. Было по 50–60 звонков в день. Мы оказались не готовы к таким масштабам, но часть крупных клиентов, причем на долгосрочной основе, взять удалось.

Большой заказ

Однажды позвонил клиент и говорит: праздника на теплоходе нам мало, у нас три дня. Можете что-то еще предложить? И я поняла, что это шанс.Свою первую большую смету я без перерыва прописывала девять часов. десять часов, пытаясь каждый час мероприятия наполнить смыслом. Мы победили в тендере  и заработали крупную сумму в размере 10 тысяч долларов и поняли, как важно в нашем деле обеспечить идеальное администрирование, быть на связи 24 часа и быть готовыми решить все проблемы, которые возникают во время праздника. Даже те, которые изначально не в нашей зоне ответственности. Людям, которые отвечают за корпоратив со стороны заказчика, должно быть рядом с вами абсолютно спокойно.

Команда и конкуренты

К 2008 году у нас был арендованный офис, десять сотрудников и представительство в Петербурге. Мы участвовали в выставках, завязали контакты в Департаменте семейной и молодежной политики Москвы, Российским Союзом молодежи, провели с ними общегородские мероприятия и строили радужные перспективы. Дело шло в гору. Но грянул кризис, и структуру пришлось пересмотреть. Сейчас нас четверо: я отвечаю за организационную часть, компаньон Виталий Востриков за креативную, у каждого есть помощник. Офис мобильный, и команду мы собираем под проекты. Наши главные конкуренты – крупные агентства, имеющие солидные офисы и постоянный штат. Есть компании-заказчики, которые так и говорят: нам нужно, чтобы у агентства был офис, так надежнее, хотя и работать с ними дороже. В Европе давно популярны более гибкие и мобильные агентства, такие, как наше, а сегодня мы чувствуем, что эта мода дошла и до России. Стало легче работать. Даже Nike, участвуя в событиях, связанных с чемпионатом мира по футболу, выбрал небольшое агентство из четырех человек. Все равно мы меряемся не офисами – у кого они круче, – а доходами и бюджетами заказов. В нашем случае они сопоставимы: от 1,5 до 5 миллионов рублей за праздник.

Деньги

Мы – сезонный бизнес, наше время – зима и лето, которые дают прибыль на весь год. Экономическое образование помогает мне вести бюджет: я знаю, что такое приход и расход. Не важно, какой у тебя доход, если расходная часть приближается к доходной, грош цена твоему праздничному бизнесу. Официально наши комиссионные составляют 10 процентов от стоимости праздника, но мы находим на чем сэкономить или сократить расходы, а следовательно увеличить доходную часть – беря на себя часть работы, на которую другие агентства привлекают дорогостоящих специалистов. Клиент получает скидку, а мы прибыль, не привлекая без надобности лишних людей и не делая лишних трат. Доходы менялись во времени в зависимости от бюджетов. Кризисы снижают расходы на праздники, но в долгосрочной перспективе они все-таки растут. Если в 2005–2008 годах средний бюджет корпоратива большой компании составлял 500 тысяч рублей, то сейчас – от миллиона до пяти.


Зачем вам праздник

Мы заметили, что чаще заказчиками стали выступать не отделы маркетинга, а отделы персонала. Ушло время, когда праздник устраивали ради праздника. Когда мы приходим на встречу с клиентом, первым делом спрашиваем: какие задачи стоят перед компанией? Это ставит в тупик, нас просят говорить о празднике, а не о задачах. Но мы гнем свою линию. Например, если коллектив дружный, зачем ему тимбилдинг. Другое дело, когда просят провести праздник в охранном агентстве, где сотрудники каждый день ругаются. В последнем случае справиться с проблемой нам помог не тимбилдинг. Виталию, моему партнеру, пришла идея: пусть подерутся, отведут душу, раз так не любят друг друга. И мы устроили им соревнования по боксу. Ребята тренировались, их готовили профессионалы, а в пары поставили тех, у кого претензии друг к другу. После бокс-вечеринки парни жали руки соперникам и говорили: «Ты – мужик».

Пазл сложился

Для меня праздник – это маленькая жизнь. Я начинаю им жить, когда прописывается сценарий. Все отступает на задний план. А когда праздник заканчивается, кажется, я умираю вместе с ним. Два дня не могу разговаривать: просто лежу и смотрю в одну точку. Ты понимаешь, что есть вот этот день и повторений не будет, поэтому должен предусмотреть все. Сценарий прописывается поминутно. Раз шесть мы для себя его проигрываем с разных сторон, дополняем, что-то исключаем, дотягиваем. А потом как будто что-то щелкает внутри, ты понимаешь: все, пазл сложился. Идеи, которые придут потом, лишние, надо остановиться.



Назад в раздел