О компании
«Комус» сегодня
Новости
Фотогалерея

Заблудиться в Токио

«Наша группа по айкидо полетит в Японию, покупай билеты!» - написал по электронной почте тренер. И мои планы на отпуск внезапно определились.

Текст и фото: Елизавета Пономарева
Предоставлено журналом Office Magazine

Я выбрала толстый путеводитель в книжном магазине, добавила стопку самоучителей и распечатала в интернете карту токийского метро. В самолете попутчики делились советами. Оказывается, обменивать валюту нужно сразу в аэропорту. В Японии нет «обменников» на каждом шагу.
В одном из них я и получила первое представление о том, что такое подход к делу по-японски. С туристами работали сразу четыре человека: первый раздавал анкеты, в которых мы указывали, какую операцию хотим произвести, второй принимал и выдавал купюры, третий производил расчеты, а четвертый любезно подавал в пластиковом блюдце деньги и квитанции.

Зачем учить иероглифы

Аэропорт Нарита находится в одноименном городке, где стоит отдохнуть от утомительного перелета, переночевать и прогуляться, прежде чем сесть на скоростной поезд и за час добраться до Токио. Даже если у вас, как и у меня, плохо с визуализацией, наверняка запомните, как выглядит второй слог «кио» в названии столицы страны. Знак похож на телевизор, стоящий на трех ножках. Это схематичное изображение каменного фонаря, частого «персонажа» японских парков и улиц. Зачем запоминать иероглиф? Токио – название одной из центральных станций метро в столице, и если вы заблудитесь, найдете  знакомый знак на карте и выберетесь в центр.
Мой приятель японец разрешил пожить в его квартире, пока сам на каникулах, поэтому я отправляюсь не в гостиницу вместе с товарищами, а еду искать нужный дом в квартале Акихабара. Стемнело, идет дождь, я оглядываюсь по сторонам и крепко сжимаю в руке листок с подробным описанием маршрута. Кругом небоскребы, яркие вывески магазинов электроники, грохочут игровые автоматы патинко, напоминающие пинбол. Заблудиться просто: в японских городах улицы часто не имеют названий.


Наконец, отыскав квартиру, раскладываю вещи и решаю вернуться на улицу, заглянуть в продуктовый магазин. На входе - стойка с пачкой бесплатных пакетиков для того, чтобы вы могли завернуть свой мокрый зонт в полиэтилен и не заливали водой пол. В других общественных местах зонты предлагается оставить на специальной стойке, и никто не боится, что их украдут. В магазине я нахожу большой выбор онигири – рисовых колобков с начинкой, упакованных по одной штучке. Выбираю несколько наугад, добавляю стаканчик с супом мисо, салат с редькой и сладкий пудинг. Кассирша, изучив мои покупки, без вопросов добавляет к набору пластиковые столовые приборы.
В квартире я нахожу то, чего мне так не хватало все это время – переходник и инструкция, как пользоваться интернетом. Наконец заряжаю ноутбук и выхожу в Сеть. Мой допотопный мобильный с 2G здесь не работает и не будет, а симку в Японии купить нельзя, так что интернет остается единственным средством связи.


Начнем с центра

С утра я рассчитываю прогуляться по набережной реки, но обнаруживаю, что японцы используют для застройки каждый клочок земли, дома стоят вплотную к воде и пройти вдоль реки невозможно. Отправляюсь в центр на поезде линии "Яманотэ". У нас бы его назвали электричкой, к метро он не относится, но перепутать легко. Купить билет на поезд тоже просто: под огромной схемой стоят автоматы, цена на билет указана под названием каждой станции. По дороге согреваюсь горячим какао с молоком. В японских автоматах полно спортивных, витаминных комплексов и баночек с горячим чаем или кофе. Вот только не понятно, куда выбрасывать пустые банки? Нигде в городе не видно урн, но нет и мусора. Туристу приходится носить всякий хлам в карманах до возвращения в номер.
После застроенной Акихабары центр покажется вам неожиданно просторным. По дорожке с видом на Императорский дворец носятся бегуны, на лавочках перекусывают или медитируют утомленные клерки в одинаковых черных костюмах. Дворец возвышается на холме за высокими воротами. Подойти к нему можно лишь два раза в году, а вот дворцовый Восточный парк открыт для публики по вторникам, средам, субботам и воскресеньям.
Неподалеку виднеется знаменитая Токийская телебашня. Помимо смотровых площадок здесь полно магазинов, есть нехитрые аттракционы для детей, а еще аквариум и музей восковых фигур. Это целый городок, на который можно потратить весь день. Я решаю пройтись в другую сторону. Даже бесцельно бродя по центру, видишь немало интересного. Вот во дворе посольства исполняют индийские танцы, вот фотографируются японские школьники, причем, ребята все в костюмах, а девушки в прекрасных кимоно.


Вот крошечный парк с прудом, в котором плавают разноцветные карпы кои. Нагулявшись, я захожу в музеи. В музее военной истории со мной пытается поговорить однорукий и весьма дружелюбный ветеран. В музее науки я вместе с маленькими японцами радуюсь всевозможным штуковинам, которые можно тянуть, нажимать, исследовать. Во время обеда в ресторане, расположенном здесь же, в музее, выясняется, что зеленый чай тут подают бесплатно, а официантки не принимают денег – оплата в кассе на выходе, и чаевые давать не принято.

Модные улицы

Соседи в самолете долго нахваливали квартал Харадзюку, так что один из дней решаю посвятить знакомству с японской уличной модой. Я уже заметила: когда японцы не носят строгие офисные костюмы, одеваются они очень ярко, словно отрываясь и компенсируя скуку будней. Линия "Омотэ" привела бы меня точно к месту, но на свою беду я решила, что уже освоилась в токийском метро и выбрала какой-то новый маршрут. Это была ошибка. Полтора часа я выходила, пересаживалась, обнаруживала, что еду не туда, пыталась вернуться обратно и в конце концов, поняла, что вот-вот попаду в один из пригородов Токио. В итоге мне пришлось возвращаться к начальной точке и начинать все заново. Главная сложность в метро  - не количество линий, а их принадлежность к разным компаниям. Это означает, что перейти из одной сети в другую можно только по улице: соединительного тоннеля между ветками нет.
И вот я, наконец, на Харадзюку. Квартал состоит всего из двух улиц: Омотэсандо и Такэсита. Их невозможно перепутать. По Омотэсандо движется плотная толпа модников. Здесь и лолиты, и готы, и косплееры, и нарядные иностранцы, явно решившие не ударить в грязь лицом.
Вокруг – магазинчики, продающие все для желающих выделиться. Я прохожу улицу в обе стороны, занимаю место на пешеходном мосту и долго фотографирую самых нарядных прохожих.


Район Такэсита более солидный. Сияют витринами Louis Vuitton, Chanel и Prada, в этом районе находится крупнейший магазин игрушек Kiddy Land и большой сувенирный Оriental Bazar.
А вот торопливо шагающая по улице женщина в розовом кимоно не пытается привлечь к себе внимание, она просто идет на свадьбу в парк Йойоги, крупнейший в городе. В руках у нее коробочка, изящно завернутая в платок, позволяющая оценить фуросики - искусство заворачивать подарки. В Японии не нужно отправляться в краеведческий музей, чтобы увидеть что-то из национальных традиций, они живы и используются в повседневном быту.


Я больше не намерена теряться и на следующее утро решительно отправляюсь на рыбный рынок Цукидзи. Вопреки московским представлениям, японцы не питаются исключительно крошечными роллами и суши: они очень даже любят сытные мясные блюда. Но на рыбном рынке, где лавки ломятся осьминогами, тунцами, гребешками и прочими дарами моря, грех не попробовать чисто японскую еду. Я захожу в маленькую лавочку и выбираю лосось. Продавец ловко нарезает ломтики сашими, укладывает их на рис и посыпает тертой редькой. Как я и думала, это потрясающе вкусно и совсем не похоже на московские суши.

С помощью пары прохожих я нахожу банк, где, показав паспорт и заполнив анкету, можно поменять валюту. Пора выбирать подарки. К услугам туристов хрустящее рисовое печенье с водорослями, мучнистые конфеты из бобов, порошковый зеленый чай, фарфоровые птички, кошечки из храмов на удачу, коробочки бэнто для завтраков, платочки для фуросики, перо и блокнот для рисования иероглифов. А самое главное - я покупаю себе тренировочный меч яай, тот самый, который мне советовали купить, когда я только летела в Токио.





Назад в раздел